- Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 8 мая 2008 года № 114-ПП " Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий Кабардино-Балкарской Республики"
- Решение Кабардино-Балкарской Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 12 марта 2012 года протокол № КБТК-1пр " О Положении о тарифном регулировании оплаты труда работников предприятий и организаций материальной сферы экономики КБР на 2012 год"
- Постановление Правительства КБР от 6 августа 2012 г. № 181-ПП "О реализации Закона Кабардино-Балкарской Республики "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории КБР"
- Постановление от 8 августа 1997года № 42/10-1-06/268/55/ВК-01/162/1 "Об утверждении порядка взаимодействия органов исполнительной власти в сфере обмена информацией о финансовом состоянии организаций, имеющих просроченную задолженность по заработной плате, в целях координации деятельности по обеспечению своевременной выплаты заработной платы и принятия, наиболее эффективных мер к организациям-должникам"
- Постановление Правительства КБР от 30.03.2002 N 131 "О мерах по упорядочению оплаты труда и погашению просроченной задолженности по выплате заработной платы на предприятиях и в организациях КБР"
Оплата труда в материальной сфере
Доминирующая роль в структуре доходов работника принадлежит заработной плате, остающейся в настоящее время и в ближайшие годы для подавляющего числа работников основным источником их доходов. Другими словами, заработная плата и в перспективе будет наиболее мощным стимулом повышения результативности труда и производства в целом.
Оплата труда определяет уровень и качество жизни населения, размер будущей пенсии, а следовательно, социальное положение в старости.
Оплата труда играет особую роль и в структуре реализации приоритетов социальной политики.
В этом аспекте, регулирование трудовых отношений и обеспечение социальной защиты трудящихся на предприятиях очень важны и значимы.
Именно поэтому Правительство принимало правовые, экономические, административные и согласительные меры по упорядочению заработной платы наемных работников.
На фоне действующих законодательных и нормативных актов в области трудовых отношений, оплаты труда и социальных гарантий на производстве это возможно осуществить только через развитие социального партнерства между государством – работодателями – работниками, то есть через соглашения и коллективные договора.
В республике в последние годы действует система социального партнерства в области тарифного регулирования заработной платы работников сферы материального производства через республиканское, отраслевые тарифные, территориальные соглашения и колдоговора потому, что другого рычага регулирования оплаты труда в материальной сфере экономики сегодня нет.
Для работников материальной сферы экономики было разработано и утверждено Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссией Положение о тарифном регулировании оплаты труда работников предприятий и организаций материальной сферы на 2013 год, в соответствии с которым базовая тарифная ставка, принимаемая для исчисления ставки 1 разряда рабочего основной профессии, составляла 5526 рублей или 100% бюджета прожиточного минимума трудоспособного населения и предусматривает повышение уровня оплаты труда в целом по республике до 18120 руб.
Согласно решению Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Кабардино-Балкарской Республике был проведен мониторинг выполнения Положения о тарифном регулировании оплаты труда работников материальной сферы производства и Регионального соглашения о минимальной заработной плате в 2013 году. В результате обработки представленных материалов установлено следующее:
Мониторингом по заработной плате по КБР было охвачено 253 предприятия материальной сферы экономики, с общей численностью работающих 19864,3 человека. Из 253 обследуемых предприятий на 178 предприятиях были заключены коллективные договора, что составляет 70,3%.
Практически на всех предприятиях заключивших коллективные договора имеются положения об оплате труда, которые при этом не соответствуют Положению о тарифном регулировании оплаты труда работников предприятии материальной сферы экономики на 2013г.
Размер тарифной ставки рабочего 1 разряда или минимальный оклад работника основной профессии соответствовал размеру установленной по положению о тарифном регулировании на 72 предприятиях, на остальных 181 предприятиях он соответственно был ниже установленных величин.
Установлена высокая дифференциация в заработной плате между разными видами деятельности.
Доля тарифа в общем фонде оплаты труда в соответствии с положением должна составлять не менее 70%. Эта норма соблюдается фактически на всех предприятиях.
По результатам мониторинга установлено, что на 161 предприятии, что составляет от общего количества обследуемых предприятии 63,6%, минимальный размер начисленной заработной платы был выше прожиточного минимума трудоспособного населения за 4 квартал 2012года, однако на остальных 92 предприятиях минимальная начисленная заработная плата ниже этого показателя.
Из 253 предприятий охваченных мониторингом на 3-х предоставлялись отпуска без содержания по инициативе администрации в нарушение Трудового кодекса РФ.
Имеющаяся ситуация могла бы значительно улучшится при условии придания более принципиальных позиций профсоюзных организаций всех уровней, повышения социальной и правовой ответственности работодателей, а также повышения мотивации и качества работы персонала организаций. Отсюда вытекает необходимость более предметной постановки вопроса об оплате труда на уровне отраслевых министерств.